Вакуумные насосы отличаются долговечностью, и их не так-то просто сломать. Однако у них, как и у прочего вакуумного оборудования, функционирующего в неблагоприятных условиях, могут появиться сбои в работе. Причины, как правило, кроются в дефектах производства или сборки; в износе рабочих деталей. К таким же последствиям может привести подбор оборудования без учета его соответствия производственным целям; несвоевременное и некачественное техническое обслуживание либо непрофессиональный ремонт вакуумного насоса.
Содержание
- Ремонт пластинчато-роторных вакуумных насосов
- Ремонт водокольцевого вакуумного насоса
- Ремонт вакуумного насоса АВЗ
Ремонт вакуумного насоса
Ремонт пластинчато-роторных вакуумных насосов
Конструкция аппарата включает в себя корпус, ротор, лопасти, которые приводятся в движение силой сжатия пружины, вход и выход. Рабочая камера разделяется ротором и лопастями на две части с неравным объемом. После запуска ротора газ направляется в расширяющую камеру. После его перекрытия второй лопастью происходит сжатие газа до того времени, пока не откроется выпускной клапан.
Ремонт пластинчато-роторных вакуумных насосов
Агрегаты бывают масляными и сухими. Первые требуют более частого сервисного обслуживания, во время которого происходит замена масла, а также могут меняться фильтр для масла, уплотнения и некоторые другие элементы.
Сухие аппараты – наиболее востребованные типы вакуумных насосов. Антифрикционный материал, из которого изготовлены пластины, продлевает срок их эффективной эксплуатации до 2 лет.
Ниже рассмотрены наиболее распространенные поломки пластинчато-роторных агрегатов и факторы, вызывающие эти поломки:
- Необеспечение остаточного давления (загрязненность масла; загрязненность воздуха или его утечка при входе трубы; загрязненный выходной фильтр; засоренный впускной воздушный фильтр; утечка сальника; поломанная или заблокированная лопатка);
- Невозможность запуска (излишняя длина провода или его недостаточная толщина; значительно пониженное напряжение; заклиненный или неисправный электродвигатель);
- Заклинивание (проникновение инородных абразивных частиц; коррозионные процессы, вызванные конденсатом);
- Шумная работа (маломощный двигатель; поломка пластин, подшипника; повышенная температура масла или внешней среды; неподходящий вид масла);
- Интенсивный перегрев (повышенная температура внешней среды и воздуха на входе; некачественное вентилирование; засоренные воздухозаборник, фильтры, клапаны; недостаток масла).
Несмотря на кажущуюся простоту конструкции, обслуживание и ремонт пластинчато-роторных вакуумных насосов разрешено выполнять только профессиональным организациям, которые специализируются на ремонтных работах данного рода. В противоположном случае оборудование может полностью выйти из строя, а работники, обслуживающие его, рискуют получить травмы.
Ремонт водокольцевого вакуумного насоса
Водокольцевой агрегат – вид вакуумного оборудования, у которого рабочий объем зависит от степени погружения пластин ротора в жидкость. Он выгодно отличается незначительной чувствительностью к грязи, существенным моторесурсом, обеспечиваемым конструкционными особенностями.
Ремонт водокольцевого вакуумного насоса
Конструкция данного оборудования достаточно проста и надежна. В ней отсутствуют клапаны, не трутся между собой детали. Единственный элемент, который двигается, - рабочее колесо, совсем неконтактирующее с поверхностями корпуса. Результат – отсутствие вибрации, незначительный шум во время работы, замедленный износ.
Водокольцевые агрегаты, в отличие от насосов, рассмотренных в первом пункте, не боятся попадания в них абразивных частиц или пыли, поскольку все эти посторонние вещества не проходят дальше жидкостного кольца.
В процессе эксплуатации агрегатов в производственной сфере чаще всего могут произойти следующие поломки:
- Необеспечение остаточного давления (причины: в вакуумную систему попадает воздух; подается очень много или, наоборот, мало воды либо она не подается совсем);
- Усиленная вибрация (причины: нарушения в соосности валов двигателя и насосного аппарата);
- Перегрев подшипника (причины: низкий уровень качества смазки, излишнее или недостаточное ее количество);
- Заедание и плохое прокручивание вала (причины: изношенные подшипники; нарушения в соосности валов двигателя и насосного аппарата).
В случае выхода из строя агрегат нуждается в квалифицированной диагностике и восстановлении. Ремонт водокольцевого вакуумного насоса – задача для профессиональных мастеров, в арсенале которых имеется все необходимое ремонтное оборудование, а также опыт и специализированные знания.
Ремонт вакуумного насоса АВЗ
В конструкцию агрегата вакуумного золотникового входят насос и двигатель, объединенные с помощью клиноременной передачи. Эти два главных элемента зафиксированы на общей основе, масса которой превышает аналогичный показатель самого устройства минимум вдвое. Проточная часть АВЗ чугунная или стальная. В оборудовании реализовано манжетное уплотнение вала.
Ремонт вакуумного насоса АВЗ
Насосы данного вида не прихотливы в эксплуатации и обслуживании, но с другой стороны все же нужно соблюдать некоторые правила их вакуумной гигиены. Запускать агрегаты непосредственно с атмосферного давления допускается исключительно через дросселирующий байпасный клапан. А полное открытие затвора разрешается только при давлении 150 мм.рт.ст. в вакуумируемом объеме.
Кроме того, запрещено применять насосы АВЗ:
- Для откачивания сред, вступающих в реакцию со смазкой и черными металлами;
- Для перекачивания сред между емкостями;
- Без воздушного или водяного (в зависимости от модели) охлаждения;
- С перегревом;
- С выбросом откачиваемых сред в помещение, где работают АВЗ;
- Без заблаговременного добавления в маслоотделитель специального масла;
- Со значительным превышением выходным давлением давления атмосферного.
Рассмотрим самые распространенные неисправности АВЗ, их причины и способы устранения. Бывает, что агрегат не может обеспечить предельное давление. Зачастую объясняется это недостатком масла в камере или его загрязнением. В таком случае следует промыть устройство и добавить в него чистое масло. Основанием для сбоя могут также быть неисправные клапаны, которые нуждаются в замене; засорение каналов подвода масла – их нужно прочистить.
Износившиеся элементы газобалластного устройства следует заменить на новые. При разгерметизации уплотнения по валу рекомендуется осмотреть манжеты и осуществить их замену, если это потребуется. Вода в масле также может сопровождаться подобными проблемами. Для их решения требуется запуск агрегата с полностью открытым газобалластным вентилем и закрытым затвором на входе и последующая проверка масла на наличие водных примесей.
Следующая неисправность – воздушная течь в аппарате. Возникает она из-за некачественного уплотнения в соединениях. Решается проблема путем затягивания болтов или замены уплотнений.
Нередко масло протекает из насоса по валу. Вызвано это, как правило, износом манжеты ввода вала. Ее нужно просто заменить. Если масло течет в соединениях маслопровода, это свидетельствует об их разгерметизации. Уплотнить их можно, затянув гайки. Также в данном случае рекомендуется заменить старые прокладки.
Иногда ротор заклинивают инородные тела или частицы разрушенных элементов механизма. Нужно разобрать агрегат, устранить все лишние вещества, почистить или даже заменить все поврежденные детали.
Если в аппарат не поступает балластный газ, то причина кроется зачастую в загрязненном газобалластном устройстве или дозаторе. Они нуждаются в тщательной очистке. Подобная проблема будет наблюдаться и при неисправном обратном клапане газобалластного устройства. Ремонт вакуумного насоса АВЗ в этом случае предусматривает осмотр элементов клапана и их замену при необходимости.
Выброс масла из аппарата, как правило, является следствием повышенного давления на входе. Решение – установка требуемой величины данного показателя посредством дросселирования.
Ремонт вакуумного оборудования (аппаратов пластинчато-роторных, водокольцевых, АВЗ, НВМ) следует поручать только специализированным ремонтным организациям, поскольку некачественные ремонтные работы или сервисное обслуживание могут стать причиной полного и необратимого выхода из строя вакуумного оборудования.